V Российская научная конференция школьников “Открытие”

Cекция психология
I место

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЛИЯНИЯ РЕКЛАМЫ ПИВА

НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА

Автор: Евсеенко Андрей Владимирович, ученик 10 МОУ "Лицей" г. Лесной Свердловской области

Научный руководитель: Евсеенко Владимир Борисович, ведущий психолог войсковой части 32136

ВВЕДЕНИЕ

Каждый день при просмотре телевизионных передач нашему вниманию предложены сотни рекламных клипов. Встречаются разные рекламные ролики. Одни хорошие, другие плохие, третьи назойливые, четвертые смешные и так далее. Реклама делится на хорошую и плохую по одному основному критерию – умение захватывать внимание зрителя, тем самым компания увеличивает число продаж предлагаемого товара. Отсюда и выходит определение, что реклама – двигатель торговли. Однако помимо экономической выгоды, отдельные виды рекламы могут иметь определенные социальные последствия.

После тщательного просмотра литературы выяснилось, что эта тема в современной психологии изучена слабо, в основном уклон делается в сторону экономики. Тогда я и задался вопросом: “Каково влияние рекламы пива на формирование личности?” А поскольку одним из самых восприимчивых и чувствительных слоев общества является молодежь, то проводить наблюдения я буду именно в этой среде. Для достижения этой цели мне предстоит решить ряд задач. Во-первых, надо выявить: каким образом реклама закрепляется в сознании и изменяет поведение человека. Во-вторых, исследовать влияние рекламы на подростков и психологические механизмы распространения установок в молодежной среде. Для решения второй задачи необходимо разбить ее на еще три подзадачи. Первая подзадача – выявить особенности восприятия рекламы акцентуированными личностями. Вторая – установить, каким образом нормы референтной группы воздействуют на дальнейшее распространение идей рекламы в социальной среде. Третья – выяснить, какие социальные последствия имеет такая реклама, как реклама пива, в подростковой, молодежной среде. Так как основным объектом моего внимания является реклама пива, то надо сказать, что самым эффективным роликом можно считать рекламу “Клинского пива”. Соответственно мне надо также выявить степень влияния на подростков этой рекламы и, разумеется, ее социально-психологические последствия.

Для решения этой задачи я выдвинул гипотезу: Реклама “Клинского пива” влияет на формирование деструктивных установок подростков, способствует раннему приобщению к алкоголю. Отдельные типы акцентуированных личностей являются активными приЈмниками и распространителями этих установок. Референтные группы играют роль регуляторов в дальнейшем распространении рекламной информации, усилении или нейтрализации первичной установки.

Для подтверждения указанной гипотезы используются методы непосредственного наблюдения, корреляционного анализа, методика выявления акцентуации характера подростков, экспертная оценка или метод независимых характеристик и специально разработанная анкета для выявления внутриколлективных отношений, и наличие установок.

Реклама. Фазы восприятия рекламы. Стимулы. Реклама - это тип коммуникации, который оказывает определенное воздействие на зрителя или слушателя.

Наше восприятие и понимание – процесс, состоящий из восьми стадий. Этот процесс начинается с понимания, а заканчивается действием, то есть потребитель покупает товар. Первое, что непосредственно мы должны сделать – это увидеть или услышать рекламу. Второе, мы должны обратить внимание на эту рекламу, воспринимая одну, более главную часть, и пропуская другую. Третье, мы усваиваем сообщение. Четвертое, идет оценка сообщения, то есть мы соглашаемся или не соглашаемся с ним. Пятое, происходит процесс запоминания информации и закрепления в долгосрочной памяти. Шестое, воссоздание этой информации, разумеется спустя некоторое время. Седьмое, мы делаем выбор между другими рекламируемыми товарами или услугами и принимаем решение. Восьмое, мы действуем, основываясь на этом решении. Если любая из фаз нарушается, то восприятие и понимание рекламы искажается.

Психологи идентифицировали три типа стимулов: подсознательное визуальное восприятие, инфразвуковая речь и включение сексуальных стимулов. В течение длительного научного поиска, они нашли всего лишь несколько фактов, причем неочевидных и не относящихся к рекламе, которые говорят о том, что подсознательные стимулы в некоторых случаях “заставляют нас относиться к продукту чуть-чуть лучше, вероятно из-за сформировавшихся условных рефлексов”.

Реклама пива. Существуют рекламы, которые помимо экономической выгоды, могут иметь определенные социальные последствия. Ярким примером является молодежная реклама пива. Такая реклама сбивает с пути непьющую молодежь и, при этом, не затрагивает тему здоровья.

Доказана причинная взаимосвязь между потреблением пива и рекламой (см. приложение №6). Большую прибыль компания получает от продажи пива подросткам и тем, кто привык употреблять спиртные напитки с юности.

Рассмотрим молодежную рекламу “янтарного напитка” на примере рекламы “Клинского пива”. В кадре изображена группа молодых людей с улыбающимися лицами. Они лежат на пляже, отдыхают, открывают бутылку пива, им становится хорошо и еще веселее.

В рекламе “Клинского пива” используется эмоциональный метод. Здесь нет прямого заявления, но вывод очевиден, - чтобы расслабиться или просто провести время приятно и весело, надо выпить “Клинское пиво”.

Для усиления эффекта используют два типа стимулов – сексуальные стимулы и визуальное восприятие. Реклама этого напитка изображает полуголые тела молодых людей, а также медленный их танец на фоне заката солнца. В конце ролика один из молодых людей задает вопрос: “Кто идет за “Клинским”?” А ответ на этот вопрос звучит за кадром: “Конечно, самый нарядный”, или “Конечно, самый умный”, или “Похоже самый меткий”. Другими словами, это пиво покупают самые лучшие. Но что же подталкивает их на это? Ни один из трех стимулов не обеспечивает такой эффект. Следовательно, здесь, наряду с эмоциональным методом, используется метод пробуждения страха. В ролике скрыто предупреждение о том, что будет с человеком, если он не купит “Клинское пиво”.

Реклама “Клинского пива” способствует развитию подросткового алкоголизма. Присутствие в рекламном ролике представителей молодежи, которые распивают этот хмельной напиток, “возбуждает у подростков потребность последовать их примеру”. А особенно этому способствуют рекламные лозунги, в которых звучит прямой призыв к употреблению “Клинского пива”, иначе ты будешь “не продвинутым”.

Восприятие рекламы акцентуированными личностями. Само понятие акцентуации личности ввел К. Леонгард. Акцентуация личности – чрезмерная выраженность отдельных черт характера. “Акцентуация характера – это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим”.

Существуют несколько типов акцентуации личности: гипертимный, циклоидный, аффекто-экзальтированный, лабильный, застревающий, демонстративный, дистимический, возбудимый, тревожный, эмотивный.

У каждого типа акцентуации имеются свои слабости. Соответственно, каждый тип по-своему воспринимает окружающую среду и информацию, которую получает от нее.

В подтверждение указанной информации было проведено изучение группы подростков 16 – 17 лет, - учащихся одной из средних школ муниципального образования “Город Лесной”. В исследовании приняло участие 5 девушек и 12 юношей.

Одной из практических задач данного исследования было установление отношения акцентуированной личности к рекламе “Клинского пива” и вторая задача отследить, какую установку в сознании каждого исследуемого рождает реклама “Клинского пива”, демонстрируемая по масс-медиа.

Применяя личностный опросник по определению типа акцентуации характера для подростков (Шмишека), удалось установить, что из 12 исследуемых юношей – 9 имеют гипертимный тип акцентуации характера, 1 – циклотимичный, 1 – эффекто-экзальтированный, 1 – без выраженной акцентуированности.

Девушки соответственно: из 5 принявших участие в исследовании: 3 имеют гипертимный тип акцентуации характера; 1 – эмотивно-экзальтированный; 1 – циклотимический.

Исходя из полученной информации, сделаем описание двух типов акцентуации: гипертимного и аффекто-экзальтированного, как наиболее часто встречающихся в изучаемой группе (см. приложение № 1). К гипертимному типу относят шумных, неугомонных, озорных и общительных подростков. Они любят командовать. Алкоголизация представляет для них серьезную опасность. Такие подростки предпочитают неглубокие стадии опьянения, но легко становятся на путь частых и регулярных выпивок. Они все время стремятся к лидерству и бурно реагируют на мелочный контроль.

Подростки с аффекто-экзальтированным типом акцентуации характера приходят в восторг от радостных событий и в полное отчаяние от печальных. Их тянет в компанию из младших, не способных дать отпор. В такой компании они претендуют не просто на лидерство, а на роль властелина, устанавливающего свои правила игр и взаимоотношений всегда в свою пользу. Почти все отдают дань азартным играм и спиртным напиткам. Их тянет к тяжелым степеням опьянения, т.к. они не знают меры, и в таком состоянии, как следствие, наблюдается деструктивное поведение.

Как же относятся к рекламе “Клинского пива” те или иные акцентуированные личности?

И так рекламу “Клинского пива” считают привлекательной:

Юноши:

- имеющие гипертимный тип акцентуации 8 из 9;

(из них трое имеют смешанный тип акцентуации – гипертимно-аффекто- экзальтированный);

- аффекто-экзальтированный тип акцентуации 1 из 1;

- эмотивно-циклотимический тип акцентуации 1 из 1;

- без выраженной акцентуации 1 из 1.

Таким образом, реклама “Клинского пива” привлекает, внимание 11 человек из 12 принявших участие в обследовании.

А вот девушки принимают рекламу “Клинского пива” следующим образом:

ћ         гипертимный тип акцентуации характера (доминирующий, все имеют смешанные типы акцентуации) – две из трЈх считают рекламу “Клинского пива” привлекательной, а с выраженным циклотимическим и эмотивным типом акцентуации характера – реклама “Клинского пива” не считается привлекательной и значимой.

В целом заметна тенденция, что реклама “Клинского пива” является привлекательной для 12 исследуемых с гипертимной акцентуацией характера. Такой позиции придерживается 88% юношей и 66% девушек. Принимая во внимание единичные показатели по другим типам акцентуаций, учитывать их как значимый статистический показатель не будем. Хотя следует отметить, что в группе девушек заметна тенденция уменьшения влияния рекламы “Клинского пива”, по видимости значимую роль играют социокультурные, полоролевые факторы.

Обращение внимания на рекламу “Клинского пива”, системное ее повторение формирует установки подростков.

Что же такое установка? Установка – это готовность, предрасположенность субъекта к восприятию будущих событий и действий в определенном направлении; обеспечивает устойчивый целенаправленный характер протекания соответствующей деятельности. Речь идет именно о готовности к предстоящему действию.

Систематический просмотр рекламы “Клинского пива” не проходит бесследно. Воспринятая реклама органами чувств, закрепляется в памяти и в зависимости от субъективного отношения влияет на мировоззрение и динамику поведения подростка.

Стремясь выполнить вторую задачу нашего исследования, выявить возникшую установку после просмотра рекламного клипа, подросткам был задан вопрос: “Считаете ли вы, что употребление пива это…”

а). приобщение к алкоголю;

б). приятное времяпрепровождение.

Юноши гипертимного типа акцентуации характера из 9 человек 7, то есть 78%, отвечали на этот вопрос, считая, что употребление пива это приятное времяпрепровождение, и тем самым исключают позицию, что существует угроза приобщения к алкоголю.

Девушки, имеющие гипертимный тип акцентуации характера, две из трЈх, это 66%, считают употребление пива приятным времяпрепровождением.

В целом по выборке лиц с гипертимной акцентуацией характера по двум подгруппам 9 человек из 12 “находятся в плену” деструктивной установки.

В процессе дальнейшего изучения было установлено, что пиво употребляют из подгруппы юношей 8 (88%) человек, а из подгруппы девушек с гипертимным типом акцентуации 2 человека (66%).

Из изложенного можно сделать вывод, что реклама “Клинского пива”, является эффективной и захватывает внимание подростков с гипертимным типом акцентуации характера. Способствует формированию установки на то, что употребление пива это – приятное времяпрепровождение и данная установка принятая на сознательно-бессознательном уровне реализуется в полном объеме, что и ведет к раннему приобщению к алкоголю. Так как этот тип предпочитает неглубокие стадии опьянения, но легко становятся на путь частных и регулярных выпивок.

Социально –психологические аспекты рекламы пива в молодежной среде. Теперь давайте рассмотрим, как идея “Клинского пива”, как пиво для продвинутой молодежи, распространяется в группе. Через СМИ все участники группы индивидуально воспринимают информацию о ценности “Клинского пива” и формируют свое первичное отношение. Вступая в межличностные контакты в референтной группе, человек сверяет свое мнение, точку зрения, с мнениями лидеров и тех людей которые устанавливают норму поведения в группе. Если мнение лидера будет иным, то и позиция члена группы возможно, будет изменяться в сторону нормы отношений, установленной в группе.

љљљљљљљљљљљ Для того, чтобы подтвердить эту точку зрения, проведем практические исследования. С помощью подготовленной анкеты, учащимся принимавшим участие в прошлом исследовании, были заданы следующие вопросы:

1.      Кого из одноклассников Вы пригласили бы на день рождения?

2.      Мнение кого из одноклассников Вы хотели бы о себе знать?

Другими словами мы применяем социометрическую методику, которая отображает статистическую картину внутригрупповых отношений. Данная методика позволяет выявлять лидера в группе. Каждому члену группы предлагаются вышеизложенные вопросы, при ответе на которые они осуществляют взаимные или односторонние выборы. Полученные ответы на соответствующие вопросы статистически обрабатываются и представляются в виде социометрической матрицы и социограммы. По этим данным и судят о системе межличностных, эмоциональных, личных отношений в данной группе и о занимаемой позиции каждым членом группы в системе отношений. Полученные результаты заносятся в социометрическую матрицу (см. приложение №2).

љљљљљљљљљљљ Социометрическая матрица не позволяет получить достаточно наглядную картину взаимоотношений в группе, поэтому графического представления результатов используются специальные социограммы. Наша социограмма называется масштабной. Ее особенностью является то, что члены группы изображены в виде кружков, соединенных между собой стрелками, направленность которых указывает на характер отношений, а длина свидетельствует о близости этих отношений (см. приложение №3).

љљљљљљљљљљљ На основании проведенных исследований удалось установить, что в группе имеется четыре подгруппы со своими лидерами. Лидером первой подгруппы является СоловьЈв В.Н., который занимает самый высокий социальный статус, к которому стремятся представители других подгрупп. Лидером второй подгруппы можно назвать Воронков С.К., лидер самой малочисленной подгруппы - Баркуев И.С., четвертую подгруппу представляют девушки с двумя лидерами – Горловская М.Н. и Коперникова О.М.. Рассмотрим, каких позиций придерживаются лидеры разных подгрупп, по отношению к рекламе “Клинского пива”, употреблению его и какая установка является доминирующей. Принимая во внимание то, что лидеры распространяют свое влияние на формирование групповой нормы, которая становится образцом, эталоном для других, можно проанализировать общность и различие позиций лидеров подгруппы по отношению к ее членам. В первой подгруппе, где лидером является СоловьЈв В.Н., которого привлекает реклама “Клинского пива”, имеющего установку на то, что пиво – это приятное времяпрепровождение, и употребляющего пиво, 4 человека из подгруппы придерживаются аналогичных позиций. Во второй подгруппе, состоящей из пяти человек, лидер Воронков С.К. придерживается того же мнения, что и СоловьЈв В.Н., но он оказывает меньшую степень эмоционального воздействия на своих членов и в результате 3 человека из 5 считают, что употребление пива есть приобщение к алкоголю, а два имеют установку на то, что употребление пива – это приятное времяпрепровождение. В этой подгруппе плохо выработаны устойчивые эталонные нормы, а употребление пива тремя из пяти продиктовано желанием быть такими как все. В третьей группе лидера Баркуева И.С. привлекает реклама “Клинского пива”; он имеет установку на то, что пиво – приятное времяпрепровождения и регулярно его употребляет; этой нормы придерживаются и два других члена подгруппы. А вот в подгруппе девушек, где выражены два лидера – ГорловскаяМ.Н. и Коперникова О.М., между которыми происходит противоборство, заметна и тенденция поляризации ценностей и установок. Коперникова О.М., которую привлекает реклама “Клинского пива” и которая имеет установку на то, что пиво – приятное времяпрепровождения, влияет только на одного человека, а Горловская М.Н. имеет противоположную установку и распространяет ее в подгруппе, которую разделяет еще два человека.

Таким образом, чем выше авторитет лидера в референтной группе, тем более эффективно закрепляется установки, инициированные рекламой “Клинского пива”, и, наоборот, чем слабее выражен авторитет лидера, тем более шаткие групповые нормы и ценности. И таким образом, реклама “Клинского пива” получает закрепление и распространение в подростковой среде.

Социальные последствия рекламы пива. Реклама, “Клинского пива” рассчитана на молодежь, включает социально-психологические механизмы, способствующие легкому распространению информации о “Клинском пиве”, как пиво для “продвинутых”, для самых умных, удачливых, красивых. А кто таким не хочет быть? Скрытая за кадром мысль: “Если ты не пьешь “Клинское пиво”, то ты находишься на низких социальных ступенях в молодежной среде”. Это подстегивает определенный контингент употреблять хоть и не “Клинское”, но все же пиво, для того, что бы идентифицировать себя с членами его референтной группы. Систематическое употребление “продвинутого” напитка обеспечивает постепенное привыкание подростков к спиртному. Со временем организм требует все больше и больше пива для обеспечения прежнего состояния, что способствует переходу к употреблению более крепких спиртных напитков, и ведет к алкоголизации подростков, молодежи.

Опираясь на результаты исследований группы подростков, применяя метод наблюдения, проанализируем связь между следующими факторами: акцентуированности личности, отношением к рекламе “Клинского пива”, сформированностью установки на употребление “Клинского пива”,употреблением пива и наличием девиантного, отклоняющегося поведения отдельных членов исследуемой группы.

Рассматривая сводную таблицу, демонстрирующую соотношение перечисленных аспектов (Приложение № 1), следует отметить, что прослеживается интересная тенденция. Самый высокий уровень девиантного поведения имеют лица с аффекто-экзальтированным типом акцентуации характера, считающих рекламу “Клинского пива” привлекательной, имеющих установку на употребление пива, так как это просто приятное время- препровождение.

Так лица с выраженным смешанным типом акцентуации, где доминирующей является аффекто-экзальтированность, имеют 3 факта задержания участковым инспектором за проявление девиантного поведения в общественных местах в нетрезвом состоянии. В выборке юношей с выраженной аффекто-экзальтированностью – 4 человека, из них 2 были задержаны участковым инспектором милиции за проявления асоциального поведения в состоянии опьянения.

Выборка девушек с выраженной аффекто-экзальтированностью, состоит тоже из 3 человек, одна из них имеет аналогичное отклоняющаяся поведение.

Принимая во внимание, то, что из исследуемой группы учащихся, 4 человека имели выраженные проявления асоциального поведения, 3 из них имеют выраженную аффекто-экзальтированную акцентуацию характера. Имея ввиду то, что данных подростков привлекает реклама “Клинского пива” и они имеют выраженную установку отрицающую, что употребление пива – это приобщение к алкоголю, следует сделать вывод, что на эту категорию подростков реклама “Клинского пива” имеет самое негативное влияние. Так как аффекто-экзальтированный тип личности быстрее всех приобщается к алкоголю и склонен к сильным формам опьянения. В этом проявляются первые негативные социальные последствия эффективной рекламы “Клинского пива”. Для гипертимного типа акцентуации характера негативные социальные последствия наступят позже, по мере приобщения к более крепким спиртным напиткам. Но это вопрос уже следующего исследования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В своем докладе я отобразил психологические аспекты рекламы на формирование личности подростка. Для того чтобы добиться этой цели я решил две задачи. Я выяснил: каким образом реклама закрепляется в сознании и изменяет поведение человека. Я узнал, что процесс восприятия состоит из восьми фаз: первым делом человек видит или слышит рекламу и обращает на нее внимание, воспринимая одну, главную, часть и пропуская другую; потом идет усвоение, а затем оценка сообщения, далее человек откладывает информацию в долгосрочную память и через некоторое время воссоздает ее; после чего человек выбирает между другим рекламируемым товаром и, основываясь на этом решении, индивид действует. Наряду с этим, я решил еще одну задачу – исследовал влияние рекламы на подростков и психологические механизмы распространения установок в молодежной среде. Я выяснил и подтвердил, что такая эффективная реклама, как реклама “Клинского пива” вызывает у подростков потребность приобретения этого хмельного напитка. Это подтверждается результатами корреляционного анализа (см. приложение №6).

Для решения этих задач я выдвинул гипотезу: Реклама “Клинского пива” влияет на формирование деструктивных установок подростков, способствует раннему приобщению к алкоголю. Отдельные типы акцентуированных личностей являются активными приЈмниками и распространителями этих установок. Референтные группы играют роль регуляторов в дальнейшем распространяемыми рекламной информации, усилением или нейтрализацией первичной установки.

Первым делом я рассмотрел, как акцентуированные личности воспринимают рекламу “Клинского пива”.

По результатам исследований удалось установить, что самым активным образом рекламу “Клинского пива” принимают лица с гипертимным типом акцентуации характера. Психологические особенности данной категории акцентуированных подростков таковы, что очень созвучны с содержанием рекламного клипа. На этой почве у данной категории подростков легко формируется установка на то, что употребление пива – это приятное время препровождение, при этом выражена тенденция на полное отрицание того, что употребление пива – это раннее приобщение к алкоголю.

Анализ поведения лиц с гипертимным типом акцентуации характера, на момент исследования не имеет ярко выраженных отрицательных социальных последствий. Установка на то, что употребление пива – это всего лишь приятное времяпрепровождение, является деструктивной, так как перспективно может привести к системному приобщению к алкоголю. Но исследование данного вопроса выходит за пределы моей работы и требует дальнейшего наблюдения и анализа.

А вот установка на то, что употребление пива – это лишь приятное времяпрепровождение, для подростков с аффекто-экзальтированным типом акцентуации характера несет выраженные деструктивные последствия в виде чрезмерного употребления спиртных напитков, нарушений правопорядка и различных форм асоциального поведения. Отрицательные социальные последствия наблюдались уже в процессе проведения исследования.

На базе проведенных наблюдений можно утверждать, что первая часть моей гипотезы подтверждается, при этом подростки с гипертимным типом акцентуации являются самыми активными потребителями рекламы “Клинского пива”. Установки, инициируемые рекламой, наиболее разрушительно проявляются в поведении подростков с аффекто-экзальтированным типом акцентуации личности.

Исследование социально-психологического механизма распространения установок, рождаемых рекламой, демонстрирует определенную зависимость. Чем выше выражен авторитет лидера в референтной группе, чем выше сплоченность группы, тем более эффективно закрепляются установки среди членов группы и реализуются в жизненных ситуациях, становятся групповой нормой поведения.

Реклама “Клинского пива” порождает деструктивные установки, которые негативно влияют на формирование личности молодого человека. Основываясь на сделанных в моем докладе выводах, предлагаю в законодательном порядке рассмотреть вопрос, о запрещении рекламы пива, ориентированной на подростков, молодежь.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.      Аракелов Г.Г. Учителям и родителям о психологии подростков. – М.: Высшая школа, 1990.

2.      Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь – справочник по психологической диагностике. – К.: Наукова думка, 1989.

3.      Данилов А.П., Матвеева Л.В. Особенности восприятия телевизионной рекламы, выполненной в различных культурных традициях. // Психологический журнал. – 2000. - № 4.

4.      Крашениннков Е.А. Шаг на встречу. – М.: Просвещение, 1998.

5.      Литвинцева Н.А. Психологический автопортрет. – М.: Интеп-Синтез, 1996.

6.      Немов Р.С. Психология. – М.: Владос, 1998.

7.      Огилви Д. Откровения рекламного агента. – М.: Финстатинформ, 1994.

8.      Роллай В.А., Дунин Г.С., Иваницкий А.Т. Особенности методики проведения социально-психологических исследований во внутренних войсках. – СПб, 1995.

9.      Соколов В.Н. Подросток в изменившемся мире. – Хабаровск: Хабаровское книжное издательство, 1989.

10.  Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.

11.  Филатова Е. Соционика для вас. – СПб: Питер, 1994.

12.  Харрис Р. Психология массовых коммуникаций. – М.: Олма-Пресс, 2001.

13.  Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. – М.: Владос, 1999.

 Приложение № 1.

СВОДНАЯ ТАБЛИЦА

 

п/п

Ф.И.О.

Акцентуированность

Отношение к рекламе

“Клинского пива”

Установка на употребление пива.

Употребление

пива

Асоциальное

поведение

1.

Соловьев В.Н.

гипертимный

4

б

4

 

2.

Мурашов С.М.

гипертимный

3

б

3

 

3.

Воронков С.К.

гипертимный

3

б

3

 

4.

Коперникова О.М.

гипертимный , эмотивный

4

б

3

 

5.

Новиков Ю.М.

гипертимный

3

б

3

 

6.

Ерешкин С.К.

гипертимный

4

б

4

+

7.

Куворов М.С.

гипертимный, аффекто-экзальтированный

4

б

4

 

8.

Бурбунтова О.И.

гипертимный, аффекто-экзальтированный

4

б

4

+

9.

Белочкина И.Р.

гипертимный, аффекто-экзальт., эмотивн.

2

а

1

 

10.

Хорламов В.П.

гипертимный, экзальтированный

2

а

1

 

11.

Баркуев И.С.

гипертимный, аффекто-экзальтированный

4

б

4

+

12.

Волков С.К.

гипертимный, застревающий

3

а

3

 

13.

Горловская Н.П.

аффекто-экзальтированный, эмотивный

1

а

1

 

14.

Куркошев К.Р.

аффекто-экзальтированный

4

б

4

+

15.

Вечеркин И.В.

циклотимический

4

б

3

 

16.

Исламова Е.Ф.

циклотимический

1

а

1

 

17.

Воронов С. Л.

--------

3

б

2

 

Примечание: Установка : а) употребление пива – это приобщение к алкоголю; б) употребление пива – это приятное время препровождение.

Отношение к рекламе: 1) не привлекает; 2) скорее не привлекает, чем привлекает; 3) скорее привлекает чем не привлекает;љљљљљљљљљ љљљљљљљљљљљљљљљљљљљљљљљљљљљљљљљљљ љљљљљљљљљљљљљљљљљљљљљљљ љ4) привлекает.љљљљљљљљљљљљљљљљљљљљљљљљљљљљљљљљљљљљљљљљљљљљљљљљљљљљљљљљ

Употребление пива :
1) не употребляю;
2) единичные случаи употребления;
3) употребляю эпизодично;
4) употребляю регулярно и систематически.

 Приложение № 2

СОЦИОМАТРИЦА

 Кто

выбирает

Кого

выбирают

Соловьев В.

Куворов М.

Мурашов С.

Исламова Е.

Горловская М.

Воронков С.

Волков С.

Белочкина И.

Бурбунтова О.

Коретникова

Вечеркин И.

Харламов В.

Воронов С.

Новиков Ю.

Куркашов К.

Ерешкин С.

Баркуев И.

Обшее число голосов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

1

Соловьев В.

 

+

+

 

 

 

 

 

 

 

+

 

+

 

+

+

+

7

 

2

Куворов М.

+

 

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

 

 

 

 

3

 

3

Мурашов С.

+

+

 

 

 

 

 

 

+

 

+

 

+

+

 

 

 

6

 

4

Исламова Е.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0

 

5

Горловская М.

 

 

 

+

 

 

 

+

 

+

 

 

 

 

 

 

 

3

 

6

Воронков С.

 

 

 

 

 

 

+

 

 

 

+

+

 

+

 

 

 

5

 

7

Волков С.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

 

 

 

 

 

1

 

8

Белочкина И.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

 

 

 

 

 

 

 

1

 

9

Бурбунтова О.

 

 

 

 

+

 

 

 

 

 

 

 

 

+

 

 

 

2

 

10

Коретникова О.

 

 

 

+

+

 

 

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

11

Вечеркин И.

 

 

 

 

 

+

 

 

 

 

 

+

 

 

 

 

 

2

 

12

Харламов В.

 

 

 

 

 

+

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

13

Воронов С.

+

+

+

 

 

 

+

 

 

 

 

 

 

 

 

+

 

5

14

Новиков Ю.

 

 

 

 

 

+

 

 

 

 

 

 

 

 

+

 

 

2

15

Куркашов К.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

+

2

16

Ерешкин С.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

1

17

Баркуев И.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

 

 

1

Приложение № 3

СОЦИОГРАММА

Cоциограмма

 

Приложение № 4

Выражение акцентуаций у подростков с помощью теста-опросника Шмишека

Тест содержит 10 шкал, которые реализованы в виде перечня из 88 вопросов, предполагающих один из двух вариантов ответов: “да” и “нет”. Для проведения теста необходимо иметь тестовый буклет со стандартной инструкцией, а также стандартный ответный лист, в котором рядом с номером пункта испытуемым заносятся знаки “ + ” или “ – ” в соответствии с вариантом ответа.

Список вопросов с ключами

1.     Ты обычно спокоен, весел? Ключ = 1

2.     Легко ли ты обижаешься, огорчаешься? Ключ = 7

3.     Легко ли ты можешь расплакаться? Ключ = 6

4.     Много ли раз ты проверяешь, нет ли ошибок в твоей работе? Ключ = 4

5.     Такой ли ты сильный, как твои одноклассники? Ключ =-2

6.     Легко ли ты переходишь от радости к грусти и наоборот? Ключ = 9

7.     Любишь ли ты бывать главным в игре? Ключ = 8

8.     Бывают ли дни, когда ты без всяких причин на все сердишься? Ключ = 5

9.     Серьезный ли ты человек? Ключ = 6

10. Всегда ли ты стараешься добросовестно выполнять задания учителей? Ключ = 7

11. Умеешь ли ты выдумывать новые игры? Ключ = 1

12. Скоро ли ты забываешь, если ты кого-нибудь обидел? Ключ = -7

13. Считаешь ли ты себя добрым, умеешь ли сочувствовать? Ключ = 6

14. Бросив письмо в почтовый ящик, проверяешь ли ты рукой, не застряло ли оно в прорези? Ключ = 4

15. Стараешься ли ты быть лучшим в школе, в кружке, в спортивной секции? Ключ = 8

16. Когда ты был маленьким, ты боялся грозы, собак? Ключ = 2

17. Считают ли тебя ребята чересчур старательным и аккуратным? Ключ = 4

18. Зависит ли твое настроение от домашних и школьных дел? Ключ = 9

19. Можно ли сказать, что большинство твоих знакомых тебя любят? Ключ = 8

20. Бывает ли у тебя неспокойно на душе? Ключ = 5

21. Тебе обычно немного грустно? Ключ = 3

22. Переживая горе, случалось ли тебе рыдать? Ключ = 10

23. Тебе трудно долго оставаться на одном месте? Ключ = 1

24. Борешься ли ты за свои права, когда с тобой поступают несправедливо? Ключ = 7

25. Приходилось ли тебе когда-нибудь стрелять из рогатки в кошек? Ключ = -6

26. Раздражает ли тебя, когда занавес или скатерть висят неровно? Ключ = 4

27. Когда ты был маленьким, ты боялся оставаться один дома? Ключ = 2

28. Бывает ли так, что тебе весело или грустно без причины? Ключ = 9

29. Ты – один из лучших учеников в классе? Ключ = 8

30. Часто ли ты веселишься, дурачишься? Ключ = -3

31. Легко ли ты можешь рассердиться? Ключ = 5

32. Чувствуешь ли ты себя иногда очень счастливым? Ключ = 10

33. Умеешь ли ты веселить ребят? Ключ = 1

34. Можешь ли ты прямо сказать кому-то все, что ты о нем думаешь? Ключ = 7

35. Боишься ли ты крови? Ключ = 6

36. Охотно ли ты выполняешь школьные поручения? Ключ = -4

37. Заступаешься ли ты за тех, с кем поступили несправедливо? Ключ = 7

38. Тебе неприятно войти в пустую темную комнату? Ключ = 2

39. Тебе больше по душе медленная и точная работа, чем быстрая и не такая точная? Ключ = 4

40. Легко ли ты знакомишься с людьми? Ключ = 9

41. Охотно ли ты выступаешь на утренниках, вечерах? Ключ = 8

42. Ты когда-нибудь убегал из дома? Ключ = 5

43. Ты когда-нибудь расстраивался из-за ссоры с ребятами, учителями настолько, что не мог пойти в школу? Ключ = 3

44. Кажется ли тебе жизнь тяжелой? Ключ = 3

45. Можешь ли ты даже при неудаче посмеяться над собой? Ключ = 1

46. Стараешься ли ты помириться, если ссора произошла не по твоей вине? Ключ = -7

47. Любишь ли ты животных? Ключ = 6

48. Уходя из дома, приходилось ли тебе возвращаться, чтобы проверить, не случилось ли чего-нибудь? Ключ = 4

49. Кажется ли тебе иногда, что с тобой или твоими родными должно что-то случиться? Ключ = 2

50. Твое настроение зависит от погоды? Ключ = 9

51. Трудно ли тебе отвечать в классе, даже если ты знаешь вопрос? Ключ = -8

52. Можешь ли ты, если сердишься на кого-то, начать драться? Ключ = 5

53. Нравится ли тебе быть среди ребят? Ключ = -3

54. Если тебе что-то не удается, можешь ли ты прийти в отчаяние? Ключ = 10

55. Можешь ли ты организовать игру, работу? Ключ = 1

56. Упорно ли ты стремишься к цели, даже если на пути встречаются трудности? Ключ = 7

57. Плакал ли ты когда-нибудь во время просмотра кинофильма, чтения грустной книги? Ключ = 6

58. Бывает ли тебе трудно уснуть из-за каких-нибудь забот? Ключ = 4

59. Подсказываешь ли ты или даешь списывать? Ключ = -7

60. Боишься ли ты пройти вечером один по темной улице? Ключ = 2

61. Следишь ли ты за тем, чтобы каждая вещь лежала на своем месте? Ключ = 4

62. Бывает ли так, что ты ложишься спать с хорошим настроением, а просыпаешься с плохим? Ключ = 9

63. Свободно ли ты чувствуешь себя с незнакомыми ребятами (в новом классе, лагере)? Ключ = 8

64. Бывает ли у тебя головная боль? Ключ = 5

65. Часто ли ты смеешься? Ключ = -3

66. Если ты уважаешь человека, можешь ли ты вести себя с ним так, чтобы он этого не замечал? Ключ = 8

67. Можешь ли ты сделать много дел за один день? Ключ = 1

68. Часто ли с тобой бывают несправедливы? Ключ = 7

69. Любишь ли ты природу? Ключ = 6

70. Уходя из дома или ложась спать, проверяешь ли ты, заперта ли дверь, выключен ли свет? Ключ = 4

71. Боязлив ли ты, как ты считаешь? Ключ = 2

72. Меняется ли твое настроение за праздничным столом? Ключ = 9

73. Участвуешь ли ты в драматическом кружке, любишь ли ты читать стихи со сцены? Ключ = 8

74. Бывает ли у тебя без особой причины угрюмое настроение, когда ни с кем не хочется разговаривать? Ключ = 5

75. Бывает ли. Что ты думаешь о будущем с грустью? Ключ = 3

76. Бывает ли у тебя неожиданные переходы от радости к тоске? Ключ = 10

77. Умеешь ли ты развлекать гостей? Ключ = 1

78. Подолгу ли ты сердишься, обижаешься? Ключ = 7

79. Сильно ли ты переживаешь, если горе случилось у твоих друзей? Ключ = 6

80. Станешь ли ты из-за ошибки, помарки переписывать лист в тетради? Ключ = 4

81. Считаешь ли ты себя недоверчивым? Ключ = 7

82. Часто ли тебе снятся страшные сны? Ключ = 2

83. Возникло ли у тебя желание прыгнуть в окно или броситься под машину? Ключ = 4

84. Становиться ли тебе веселее, если все вокруг веселятся? Ключ = 9

85. Если у тебя неприятности, можешь ли ты на время забыть о них, не думать о них постоянно? Ключ = 8

86. Совершаешь ли ты поступки, неожиданные для самого себя? Ключ = 5

87. Обычно ты немногословен, молчалив? Ключ = 3

88. Мог бы ты, участвуя в драматическом представлении, Настолько войти в роль, что при этом забыть, кто ты такой? Ключ = 8

Процедура подсчета тестовых баллов

Используя ключи, подчитываются сумма “сырых” баллов по каждой шкале (знак “минус” перед ключом означает отрицательный ответ). Произведение “сырого” балла на коэффициент дает показатель типа акцентуации. Показатель считается выраженным, а акцентуированная черта представленной, если он превосходит 12 баллов.

шкалы

Тип акцентуации

Коэффи-

циент

“Сырые” баллы

(число совпавших с ключом ответов)

Показатель акцен-

туации (произведе-

ние “сырых” баллов на коэффициент)

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

Гипертимическая

Тревожная

Дистимическая

Педантическая

Возбудимая

Эмотивная

Застревающая

Демонстративная

Циклотимическая

Экзальтированная

3

3

3

2

3

3

2

2

3

6

 

 

 Приложение № 5

АНКЕТА

Уважаемый товарищ! Прощу Вас ответить на предложенные ниже вопросы.

Своим участием Вы будете способствовать развитию российской науки.

1.     Привлекает ли Вас реклама “Клинского” пива:

а). да;

б). скорей да, чем нет;

в). скорей нет, чем да;

г). нет.

2.     Считаете ли Вы, что употребление пива это:

а). приобщение к алкоголю;

б). приятное времяпрепровождение.

3.     Кого из одноклассников Вы пригласили бы на день рождения (укажите не более трех человек)? -______________________________________________________________________________

4.     Мнение кого из одноклассников Вы хотели бы знать о себе (укажете не более двух человек)?

________________________________________________________________

5.     Ваш класс в лесу, путешествуя, заблудился. Классного руководителя нет. Кто Вас выведет, кому вы доверитесь?

________________________________________________________________

6.     Я употребляю пиво потому, что…

а). так хочу;

б). это престижно;

в). хочу быть таким, как все;

г). это повышает мой статус среди сверстников;

д). не употребляю;

ж). это выражение моей личной свободы.

7. . Как часто Вы употребляете пиво?

а). регулярно

б). эпизодично

в). единичные случаи

г). не употребляю

8. Возраст _______________________________________________________________

9. Пол.________________________________________________________________

10.             Фамилия, Имя, Отчество.

________________________________________________________________

Спасибо за работу!

 

Приложение № 6

РЕЗУЛЬТАТЫ

КОРРЕЛЯЦИОННОГО АНАЛИЗА

Для подтверждения гипотезы о деструктивном воздействии рекламы “Клинского пива” на подростков необходимо установить статистическую связь между качеством восприятия рекламы и употреблением пива подростками. Проведем ранжировку проявляемых признаков, так как указано в приложении № 1. Необходимо выявить внутригрупповую корреляцию указанных признаков, то есть в какой зависимости находится воздействие рекламных клипов “Клинского пива” на употребление пива подростками.

Коэффициент корреляции вычисляется по формуле:

Индексы x и y означают показатели X и Y. За X – принимаем показатели отношения к рекламе “Клинского пива”, за Y – показатели свидетельствующие о употреблении пива.

В формуле – dx – отношение Mx (от среднего арифметического значения); dy – отклонение My (от среднего арифметического значения).

Произведем соответствующие вычисления.

п/п

х

dx

d2x

y

dy

d2y

dx * dy

1

4

0.88

0.77

4

1.18

1.39

1.04

2

3

-0.12

0.01

3

0.18

0.03

-0.02

3

3

-0.12

0.01

3

0.18

0.03

-0.02

4

4

0.88

0.77

3

0.18

0.03

1.16

5

3

-0.12

0.01

3

0.18

0.03

-0.02

6

4

0.88

0.77

4

1.18

1.39

1.04

7

4

0.88

0.77

4

1.18

1.39

1.04

8

4

0.88

0.77

4

1.18

1.39

1.04

9

2

-1.12

1.25

1

-1.82

3.31

2.04

10

2

-1.12

1.25

1

-1.82

3.31

2.04

11

4

0.88

0.77

4

1.18

1.39

1.04

12

3

-0.12

0.01

3

0.18

0.03

-0.02

13

1

-2.12

4.49

1

-1.82

3.31

3.36

14

4

0.88

0.77

4

1.18

1.39

1.04

15

4

0.88

0.77

3

0.18

0.03

0.16

16

1

-2.12

4.49

1

-1.82

3.31

3.86

17

3

-0.12

0.01

2

-0.82

0.67

0.1

N=17

Mx=3.12

 

Σd2x=17.69

My=2.82

 

Σd2y=22.43

Σdx*dy=18.18



В результате удалось установить высокую положительную корреляцию. Теперь необходимо проверить оценку ее достоверности. Для определения уровня значимости можем воспользоваться критерием Стьюдента t.

Подставим значение r и N, найдем уровень значимости, который составит 8,4. Табличное значение t для уровня P = 0.05 равно 2,13 (для соответствующего числа степеней свободы). Вычисленный по формуле коэффициент Стьюдента больше табличного значения, значит достоверность подтверждена.

Таким образом, статистически подтверждена зависимость влияния рекламы “Клинского пива” на употребление подростками пива, что и способствует раннему приобщению к алкогольным напиткам.